Интерактивное онлайн-обучение: преимущества и недостатки
Интерактивное онлайн-обучение использует современные и гибкие инструменты для эффективного усвоения знаний. Оно может быть полезным для людей любого возраста. Его можно использовать для изучения языков, маркетинга, юриспруденции, информационных технологий и многих других дисциплин. Интерактивы помогают быстрее и эффективнее запоминать информацию.
Что такое интерактивное онлайн-обучение?
Интерактивное онлайн-обучение основано на принципах активного обучения: учащиеся должны принимать активное участие в процессе. Это позволяет получать практические навыки в ходе обучения вместо простого запоминания фактов. Здесь теория тесно связана с практикой, за счет чего информация запоминается лучше.
Интерактив делает учебный процесс более разнообразным благодаря широкому выбору инструментов. Это могут быть тесты, интеллект-карты, чаты, мини-игры, квизы, упражнения и другие способы взаимодействия с учащимися. Интерактивы вызывают интерес у слушателей курса и повышают их вовлеченность.
Это современный педагогический подход, который эффективно справляется с задачами обучения, развития и поддержки учащихся. Он отлично подходит для использования в условиях повсеместной цифровизации, помогая освоить новые знания из самых разных областей.
Методы интерактивного онлайн-обучения
Разновидностей интерактивов существует очень много. Перечислим некоторые из них.
- Тесты. Они позволяют проверить, насколько хорошо усвоен материал, и закрепить знания. Одной из разновидностей онлайн-тестирования являются интерактивные викторины (квизы). Их можно использовать во многих областях, включая историю, математику, английский язык. Онлайн-тесты дают учащимся возможность лучше понять и запомнить тему, и таким образом, достичь более высоких результатов в обучении. Также они помогают преподавателям оценивать и отслеживать прогресс студентов. Это отличный инструмент, который способствует закреплению материала.
- Интеллект-карты — это виртуальные доски, на которых располагаются карточки с информацией и заданиями. Преподаватель может создавать задания и информационные блоки для презентации различных тем. Визуальные образы помогут учащимся лучше запомнить материал. С интеллект-картами можно работать, используя компьютер, смартфон, планшет или ноутбук. Интеллект-карты позволяют отслеживать прогресс в обучении и анализировать, насколько хорошо усвоена тема. Интеллект-карты предоставляют преподавателям простор для фантазии при подготовке интерактивных занятий. Они помогают преподавателям эффективнее доносить материал, а учащимся — лучше усвоить новые знания.
- Чаты. Использование чатов в онлайн-обучении ускоряет процесс взаимодействия преподавателя с учащимся. Также с помощью чатов можно принимать участие в обсуждении темы и обмениваться идеями в режиме реального времени. Преподаватель может использовать чат для отправки домашних заданий, рекомендаций и ответов на вопросы. В чате можно проводить различные онлайн-тесты и проверять знания учащихся. Особенно эффективны чаты для работы с большими группами. Они позволяют преподавателю связываться сразу со всеми учащимися, что значительно ускоряет процесс обучения.
- Игры. Это захватывающий интерактивный способ изучения новой информации. Мини-игры являются идеальным средством для привлечения внимания, повышения мотивации и создания позитивной атмосферы. Они могут использоваться для усвоения материала в различных форматах, например интерактивные картинки, видео, иллюстрации и т.д. Игры дают возможность потренироваться в применении приобретенных знаний на практике, а также развивать креативность и стимулировать творческое мышление. Они позволяют учащимся получить больше удовольствия от процесса обучения.
Если вы хотите создать интерактив, но не знаете, с чего начать, ознакомьтесь с сервисами для создания интерактивов
Преимущества интерактивного онлайн-обучения
- Повышение вовлеченности. Интерактивы повышают вовлеченность учащихся в образовательный процесс. Здесь учащиеся проявляют большую активность, чем при классическом обучении: они участвуют в обсуждениях, взаимодействуют с контентом, проходят тестирования, играют в игры. Благодаря высокой вовлеченности знания усваиваются гораздо лучше.
- Закрепление материала на практике. Интерактивы позволяют учащимся закрепить свои знания, применив их к действительности. Например, при изучении истории можно предложить учащимся поиграть в викторину на тему исторических фактов или сыграть в мини-игру на эту тему. В игровой форме закрепление материала пройдет легко и непринужденно.
- Оценка уровня знаний. Интерактивы предлагают широкий выбор инструментов для оценки уровня знаний. Учащиеся могут проходить тесты, викторины, выполнять практические задания и многое другое. Интерактивы помогают преподавателям оценивать уровень знаний учащихся и оптимизировать процесс обучения.
- Гибкость инструментов. В интерактивном онлайн-обучении могут использоваться разные варианты взаимодействия преподавателя с учащимися. Это могут быть видео-, аудио- или текстовые материалы. Визуальные объекты могут пригодиться для демонстрации сложных процессов, понятий и инструкций. Аудиоматериалы часто используют для восприятия информации на слух (например, аудирование в языковой школе). Текст обычно используется для разделения и организации материала.
В целом, интерактивное онлайн-обучение предлагает учащимся больше возможностей, чем традиционные методы обучения. Главным преимуществом является поддержание вовлеченности и интереса со стороны учащихся, что повышает шансы на успешное завершение их учебы.
Недостатки интерактивного онлайн-обучения
- Отсутствие индивидуального подхода. Несмотря на широкий выбор инструментов, невозможно создать интерактив под каждого учащегося с учетом его потребностей. В данном случае, выходом может стать создание нескольких вариантов интерактива. Затем можно провести тестирование учащихся или дать им возможность самим выбрать тот вариант, который им подходит.
- Учащиеся могут не воспринимать обучение всерьез. Если у преподавателя недостаточно опыта проведения интерактивов, то студенты могут расслабиться и станут отлынивать от учебы. Преподаватель должен полностью контролировать образовательный процесс, чтобы учащиеся не забывали о своей главной цели.
- Технические сложности. Они могут возникать как на стороне преподавателя, так и на стороне учащихся. Не все пользователи имеют технические средства достаточной мощности. Это нужно иметь в виду при создании интерактивов.
Заключение
Интерактивные инструменты позволяют создать приятную и эффективную образовательную среду. Учащимся предоставляется возможность поучаствовать в интересном процессе, и в то же время повысить свой уровень знаний. Такие инструменты, как тесты, квизы, дискуссии, игры помогают сделать процесс обучения более интерактивным и обеспечивают всем участникам захватывающий опыт. Интерактивное обучение может быть более эффективным, чем обычный формат. Оно предоставляет учащимся возможность более активно участвовать в процессе и лучше понимать изучаемый материал.
Это могут быть тесты, викторины, интеллект-карты, чаты, мини-игры.
К преимуществам можно отнести высокий уровень вовлеченности учащихся, возможность закрепления материала на практике, возможность оценки уровня знаний, большое разнообразие, создание приятной атмосферы.
Недостатками можно назвать отсутствие индивидуального подхода, вероятность технических сбоев, безответственность учащихся без должного контроля со стороны преподавателя.